МКОУ Таежнинская школа №20Четверг, 02.04.2020, 11:29

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Сведения об ОО

Меню сайта

Полезные ресурсы

Главная » 2020 » Февраль » 29 » Путешествие в мир профессий
Путешествие в мир профессий
13:24
Чему не учат в школе
Профессиональное образование как фактор становления личности
Образовательные реформы последних лет негативно сказались, в первую очередь, на общеобразовательной школе. К сожалению, в погоне за нововведениями она утратила накопленный ранее опыт, основательность, преемственность, превратившись в площадку для экспериментов. Результаты не заставили себя ждать: качество знаний выпускников средней школы стремительно падает, а уровень их развития вызывает серьезную тревогу.
Если добавить к этому инфантилизм значительной части старшеклассников, то проблема выбора профессии часто решается не ими, а их родителями на основе социальных стереотипов и собственных финансовых возможностей. Ситуацию усугубляет и пресловутый ЕГЭ, из-за которого школьники часто выбирают не профессию, а предмет, который легче сдать, и, соответственно, вуз, который с этими результатами можно поступить.
А дальше наступают студенческие будни. Новоиспеченный студент плохо понимает, куда и зачем он попал, чем будет заниматься, и, главное – что он с этими знаниями впоследствии будет делать. В советское время выбор профессии во многом определял будущее студента, так как он знал что хотя бы в ближайшие три года после получения диплома будет работать по специальности. Современное состояние отечественного рынка труда является сильнейшим демотиватором, т.к. большинство студентов с первых дней учебы уверены в невозможности или нежелании трудоустройства по специальности.
В процессе получения профессии относительно легко изменяются имеющиеся представления, знания. Значительно труднее изменить интересы, ценностные ориентации и установки, черты характера личности. Самой сложной задачей является перестройка мировоззрения – системы убеждений вчерашнего школьника.
Студенты- первокурсники пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Они как бы «примеряют» на себя профессию, прикидывают возможные варианты будущей профессиональной деятельности.
Известно, что личность развивается через включение в систему общественных отношений. Профессиональное образование – это погружение в новую общность, специфика которой обусловлена особенностями выбранной (добровольно или вынужденно) профессии и атмосферой, традициями, педагогическим составом учебного заведения. И если основы формирования личности закладываются в детстве и развиваются в период обучения в средней школе, то становлении личности специалиста начинается именно в вузе или колледже.
Получение профессионального образования- это не только или не столько процесс потребления определенной совокупности знаний, это, в первую очередь, принятие или неприятие профессии. Конечно, есть объективные предпосылки, мешающие студенту полюбить будущую профессию, заинтересоваться ею: склад характера, уровень развития, темперамент, неумение включаться в новые для него социальные группы, строить межличностные отношения, неразвитость процессов рефлексии, искаженная система ценностей. Но нельзя отрицать и внешние предпосылки: социальный статус профессии, уровень ее оплаты, карьерные перспективы. Существующие в обществе стереотипы, мнение окружающих.
Тем не менее, именно период получения профессии является одним из важнейших этапов становления личности, в рамках которого происходит усвоение ценностей культуры и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы ценностных ориентаций, определяющих поведение и деятельность.
Погружение в новую профессиональную сферу формирует определенную систему мышления, манеру общения, круг интересов, которые могут противоречить предыдущим представлениям вчерашнего школьника о профессии, которую ему предстоит изучать, и о своем месте в ней. Этап начального освоения профессии принято называть вторичной профориентацией, так как от него во многом зависит успешность последующего обучения. Когда получение профессионального образования становится исполнением давней мечты, студент, как правило, принимает профессию безоговорочно, радостно открывая все ее грани.
Таким образом, профессиональное развитие и становление нельзя представлять в отрыве от жизненного пути человека в целом. Необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь, а не заканчивающийся с получением диплома. Самая важная профессия – быть человеком и овладеть ее задача номер один.
Кем быть?
Сначала выбирают профессию, а потом вуз – увы, эта истина приходит в голову далеко не всем. Равно как не всякий додумается до того, что в выборе профессии и вуза надо проявлять активность. Сами по себе вы можете быть какими угодно: созерцателями, фантазерами, лентяями – но здесь требуется действовать. Игра стоит свеч! Можете ли вы сказать о себе, что активно ищите специальность? Если да, то вы ее найдете.
Способности.
Мы часто считаем развитие способностей чем – то вроде хобби, возможно – духовной работой, а то и относим это к теме сверхъестественного. А ведь можно попросту заняться развитием способностей к профессиям! Вначале следует правильно сформировать интерес к делу. Выбирайте то, что приносит радость, поскольку трудно долго выдерживать то, что не радует. С другой стороны, будьте оптимистами: что бы с вами не происходило, рассматривайте это, как новые возможности.
Выясните, какие профессии соответствуют интересным для вас занятиям – прямо по доступному вам списку профессий. Посмотрите также, чем занимаются смежные специалисты. Отделите интерес к учебному предмету от интереса к учителю. А интересного учителя сделайте в своем воображении универсальны специалистом. Как бы он вел себя в вузе, в который вы собрались поступать? Какие первые шаги в выбранной вами профессии он делал бы на вашем месте?
Востребована ли профессия, освоить которую вы решили? Будьте динамичнее и учитесь отвечать запросам времени. Следите за появлением новых профессий и направлений. Так вы сможете назвать себя человеком, который востребован временем. Не стоит ни увлекаться словом «надо», ни допускать пустые капризы в сферу своих желаний. Следует учиться адекватно оценивать свои потребности. Настраивайтесь на учебу даже «сказочная» профессия трубочиста требует двухлетней подготовки.
Информация
Всегда имеет смысл быть честным с собой. Древнекитайский философ Лао-цзы полагал: «В центре вашего существа у вас есть ответ, вы знаете, кто вы и чего вы хотите», - и в этом действительно есть зерно истины. Ведь когда говорят о профессиях по душе, то именно внутреннее знание, информация человека о себе и имеется в виду. Нужно ориентироваться, разбираться в профессиях по максимуму, да и вузах знать максимально много; всегда рассуждать самостоятельно, не полагаясь ни на какие слухи, проверять факты, доказывать, опровергать – оперировать всем массивом постоянно пополняемой информации. А когда вы думаете о себе самих, тоже не чурайтесь ни анализа, ни расчетов, ни воображения, ни мечтаний, ни созерцания, ни воспоминаний. Будьте свободны, думая о том. Какие у вас способности и преимущества: как поддержать долгий интерес к профессии – изучить смежные направления, историю науки? Быть в курсе новостей?
Важно видеть цель, знать, чего вы хотите. Видеть цель – это иметь информацию о своей цели. Сформируйте привычку упорно двигаться к цели: ваша информированность вас поддержит. А участвуя, допустим, в конкурсах для старшеклассников и олимпиадах, следите не только за тем, какое место вы занимаете, но и за тем, что нового вы узнаете.
Просмотров: 23 | Добавил: tsch20 | Рейтинг: 0.0/0 |
Форма входа

Календарь новостей
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Поиск

Ссылки

Статистика


Copyright Tsosh20 © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz